Каталог статей

Главная » Статьи » Каталог статей о плитке

Техника античной мозаики

Мозаика – символ искусства Древнего Рима, хотя зародилась она в эллинских городах-государствах. Эститека Римской империи складывалась во многом из сочетания эллинистических традиций геометрической пропориональности и визуальной сбалансированности произведений искусства и архитектуры с одной стороны, и имперских амбиций, диктующих пафосность, помпезность, роскошество как отражение глобальности римской политики и значимости римской аристократии. Роскошные частные виллы и общественные дворцы требовали интересного и вместе с тем практичного декора, сочетающего красочность и доступность.

Повсеместная распространенность мозаики в античные времена, утраченная в более поздние периоды, связана со сравнительной дешевизной укладки мозаичных панно в обозреваемый исторический период. Древесина Аппенин и Греции не подходила по своим качествам для сколь-либо долговечной отделки (да и мало ее было). Керамика еще только начинала свое развитие. Изготовление плитки из монолитного камня было трудоемким и дорогим ручным процессом, подчас с неизвестным результатом. Времена мегалитических построек и технология их возведения уже ушли в прошлое. Зато мелкого камня, гальки, щебня из осыпающихся скал было предостаточно. Мозаика стала естественным и повсеместно распространенным способом отделки полов, стен, дорожек, фасадов.

Первой и самой примитивной техникой набора мозаики считается opus barbaricum (опус барбарикум). Эта техника зародилась на Ближнем Востоке и значительное развитие получила в Греции. Мозаика составлялась из гальки нескольких цветов, но за счет использования самых расхожих подручных камней не радовала красочностью. Такие мозаики найдены в Испании (VII до IV века до н.э.), на острове Сицилия – мозаика из карфагенской Мотии, во дворце Ай Ханум в Афганистане. Так же найденые в столице Македонии мозаики IV-III веков до н.э, являются образцами монохромной живописи: "Дионис на леопарде", "Охота на оленя", "Охота на льва".

Мозаика напольная из камня
Цветная напольная мозаика из камня

От использования естественного материала мозаичные мастера постепенно перешли к специально подготовленному - кусочкам колотого камня с более-менее ровной поверхностью скола. Это привело к образованию новой техники набора мозаики - opus tesselatum (опус тесселатум). Сначала колотые камни появляются очень редко, примером этого служит созданная в середине III века до н.э мозаика для пронаоса храма Зевса в Олимпии, колотый камень здесь применялся только там, где необходимо проявить цвет, несвойственный натуральной гальке.

Но постепенно из мозаик исчезают округлые галечные камни, рисунок мозаик усложняется, швы между элементами минимизируются, поверхность готовых мозаик шлифуется - и опус тессалатум становится уже той мозаикой, которую мы привыкли воспринимать как классическую римскую мозаику. Открытие стекольных технологий и появление первых цветных смальт обогатило эту технику новыми возможностями использования цвета и световых бликов на поверхности стекла, сделав мозаичные композиции красочными и выразительными.

Совершенствование технологий и материалов развило новую технику - opus vermiculatum (опус вермикулатум), которая уже являлась важной частью богатого интерьера. В этой технике набор осуществлялся маленькими элементами, что позволяло наиболее точно отобразить все живописные нюансы. А швы подкрашивались тонкой кисточкой, в тон тессер. Эта техника позволила создавать художественные мозаики-картины, мозаики-иллюстрации, ставшие шедевами монументального и декоративного искусства Древнего Рима.

Наиболее яркими представителями такой техники являются: "Голуби на чаше" с Виллы Адриана в Тибуре, "Охотничья сцена" на Пьяцца делла Витториа в Панорме (Палермо) на Сицилии, "Всадник на тигре" (конец II века до н.э.), "Обитатели морских глубин" из дома Фавна в Помпеях, две мозаики работы Диоскура Самосского с виллы Цицерона в Помпеях - "Завтрак женщин" и "Музыканты".

Техника вермикулатум была очень трудоёмкой и куда более дорогой, чем ходовые "тесселатумы", поэтому мозаики были не более одного-двух квадратного метра. Но на всякое правило есть исключение, в этом случае найдено по крайней мере два: "Битва Александра Македонского с персидским царем Дарием" из дома Фавна в Помпеях, (5,12*2,71 м.) и "Нильский пейзаж" в святилище Фортуны Примигении в Палестрине (5,85*4,31 м.), конец II – начало I века до н.э.

Художественные технологии использовали не только принцип уменьшения мозаичного элемента, но и максимального использования фактуры и цвета. Из стремления сэкономить дорогостоящий цветной камень родилась дорогая, но великолепная по возможностям техника opus sectile (опус сектиле). Мозаиками такого стиля украшали самые величественные помещения. Картины выкладывали из тонких пластинок натурального камня, такие мозаичные картины отличались красочностью и естественностью рисунка, словно созданного самой природой.

Все старинные техники используются и по сию пору. Тесселатум завоевал нишу больших монументальных панно и настенных композиций в общественных интерьерах. И по-прежнему с небольшими новшествами в области закрепляющих растворов и клеев его используют почти все мозаичисты мира. Вермикулатум непревзойден для создания величественных образов в христианских храмах, а также изготовления художественных мозаик по живописным образцам. Сектиле в России чаще называют флорентийской мозаикой, она используется в декоре значимых объектов, а также для создания "каменных" картин и отделки предметов интерьера.

Категория: Каталог статей о плитке | Добавил: Plitochnik (31.05.2010)
Просмотров: 3045 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0